Эта идея впоследствии не раз обсуждалась в социальной психоло-

гии, особенно в критические, ≪переломные≫ периоды ее развития

(например, на рубеже 60-70-х годов XX в.). По мысли Спенсера,

Трудности, связанные с тем, что людей изучают тоже люди, застав-

ляют исследователя в социальных науках:

- обращаться только к общим, фундаментальным закономерно-

Стям общественного развития и стремиться к созданию адекватного

им теоретического знания;

- постоянно отдавать себе отчет в собственной несвободе от

Своих интеллектуальных, эмоциональных и социально-статусных

пристрастий и предрасположенностей;

-видеть вытекающие из этого различия между конкретными

данными и их интерпретацией;

- осознавать опасность идеологического прессинга, a priori гро-

зящую социальным наукам, и потому ≪не потрафлять социальному

заказу власть имущих и избегать искушений рыночного спроса≫.

Во многом именно эти, значительно опередившие свое время,

Соображения Спенсера задали основной вектор последующей по-

Лемики Э. Дюркгейма и Г. Тарда, предметом которой стала научная

Рефлексия взаимосвязи социального и индивидуального. В ее рам-

Ках впервые отчетливо были заданы идеологии социологизма и

Психологизма в анализе личности.

С точки зрения Э.Дюркгейма, социальная реальность имеет

Собственную оригинальную природу и потому должна объясняться

Социальными фактами. Она не может быть сведена к реальности

Человеческой индивидуальности, и, следовательно, любые заимст-

Вования социальными науками объяснительных моделей из других

Областей знания неплодотворны. Конечно, подобная точка зрения

Во многом была связана с актуальными для того времени задачами

Институционализации социологии, решению которых Дюркгейм

Уделял много времени и сил. Однако его идеи опережали непо-

Средственные задачи организационного развития молодой науки

И имели большое значение для становления социальной психо-

Логии.

Так, идея Дюркгейма о двойственной природе социального фак-

Та, с одной стороны, и его объективном, независимом от индивида,

Существовании, с другой стороны, обусловила определенное пони-

Мание механизмов регуляции социального поведения человека -

Сначала для социологически ориентированных исследователей, а

Затем и для социальных психологов. Именно Дюркгейму исходно



принадлежит представление о двух возможных формах ≪социаль-

ного принуждения≫: с одной стороны, социальное поведение чело-

Века регулируется и ограничивается внешними, объективно суще-

Ствующими правилами социального взаимодействия, а с другой -

Не менее действенным способом социальной регуляции выступают

Интериоризированные социальные нормы и ценности. Причем по-

Следним Дюркгейм отводил главенствующую роль, так как считал,

Что истинная основа солидарности в обществе состоит не в принуж-

Дении, а в интериоризированном моральном долге по отношению к

Нормам группы.

Рассмотрение в качестве социальных фактов специфического

Вида (в качестве объективно существующей социальной реальности,

оказывающей на человека ≪внешнее≫ давление) коллективных пред-

Ставлений, отражающихся в определенных способах мышления,

Чувствования и деятельности и приобретаемых человеком в ходе

Социализации, имело еще более значимые, хотя и отдаленные, по-

Следствия для социальной психологии. Становление и бурное раз-

Витие когнитивистской ориентации в социальной психологии прак-

Тически через сто лет после анализа Дюркгеймом возможной струк-

Туры социологической теории в значительной степени были связа-

Ны с возникновением теории социальных представлений Московией,

Унаследовавшей многие идеи своего соотечественника. Так, социаль-

Но-психологическое воплощение нашли тезисы Дюркгейма о дейст-

Венной, регулирующей социальное поведение, роли коллективных

Представлений; об их символической функции; о возможности изу-

Чения социальной действительности через анализ содержания кол-

Лективных представлений, которые, по сути, и являются единствен-



Ной действительностью, адекватной задачам социальных наук.

Заметим здесь же, что мысль Дюркгейма о существовании уров-

Ня коллективных представлений как одного из двух уровней инди-

Видуального сознания в дальнейшем в преобразованном виде отра-


etaloni-otvetov-k-zadache-149.html
etaloni-otvetov-k-zadache-8.html
    PR.RU™